ТЁТУШКА УДРИДА - АННОТАЦИЯ

    


    Отток населения, особенно молодежи, из гор на равнины, из аулов в города. Опустошение горных аулов, когда там остаются одни немощные старики со своей бедой. Утеря молодым поколением своих корней, истоков. Утеря человеком самого дорогого и ценного, что у него есть – своей малой родины, где он родился и вырос. Забвение детьми старых, беспомощных родителей. Вот, в нескольких словах, основная проблема, поднятая в пьесе-психологической драме драматургом Казбеком Мазаевым, и реализованная на сцене режиссером Джанбулатом Габибовым.

     Жители горных аулов переезжают в города, они растворяются в большой городской толпе, они начинают забывать свой родной язык, свои обычаи, адаты, дети их и вовсе не знают. Таким образом, потихоньку начинает исчезать сама эта народность, хотя у нее есть богатейшая и история, и культура и т. д. Это огромная проблема наших так называемых малых народов, и в данном спектакле это очень ярко выражено.

      В спектакле затрагивается еще одна очень волнительная тема для каждого – тема матери. В ауле остались старые женщины, они одиноки, но у каждой из них есть дети. Старые люди не хотят оставлять свои родные места, дети уехали в город и не хотят возвращаться обратно. Даже Зумруд и та уехала в город с Камилем, оставив Удриду одну. Потому что и она хочет устроить свое счастье, а в ауле не с кем это сделать, здесь остались одни старики.     Образ того молодого поколения, которое покинуло свои родные места и живет в городах, ярко раскрывается в диалоге Камиля с Хадисом. Камиль тоже живет в городе, но он мыслит совсем по-другому. Он не может жить в ауле, потому что жена очень больна и постоянно находится под наблюдением врачей. Камиль говорит: «Ваши аульчане, которые уехали отсюда, хоть и стали известными людьми, что сделали для своего родного края? Говорят красивые слова, поднимают тосты за свой аул, слагают стихи о родине, поют песни. И только. Почему не хотят возвращаться сюда? Потому что здесь каждый кусок хлеба надо зарабатывать своим потом». И у зрителя невольно возникает вопрос: «А что я сделал для своего родного края, аула?

      Все происходящие в спектакле события нанизаны на обобщенный образ матери и бабушки, которая переживает за своих детей, для которой все происходящее – большая трагедия. Это образ тетушки Удриды. Она в спектакле – хранительница очага, очага не только семейного, но и своего аула. Она еще старается поддерживать огонь в этом очаге, чтобы окончательно все не исчезло. Пронзителен ее монолог в финале, когда она говорит: «Как можно бросить землю, где похоронены твои предки?..»  

      Да услышит зритель крик ее души!