История Табасаранского театра

     Республика Дагестан населена многими  народностями, со схожими во многом друг с другом культурами. Но каждая народность, какой бы малочисленной она ни была, имеет свою богатейшую историю,  уникальную культуру, своеобразный язык. И цель каждого национального театра –  не допустить исчезновения этих культур, довести до своего народа его историю и  культуру через свое творчество. 

      Табасаранский народ, который, наряду с другими народностями Дагестана, имеет богатейшую историю и культуру, не имел своего профессионального национального театра. В Табасаранском и Хивском районах многие годы функционировали свои районные Народные театры. В силу своих возможностей они, не имея в штате профессиональных режиссеров и актеров, ставили спектакли и несли в народ родную культуру. 
     Так, коллективами этих Народных театров были поставлены на сцене произведения основоположников табасаранской литературы Абумуслима Джафарова, Манафа Шамхалова и других авторов.
     В 2001 году Указом Правительства Республики Дагестан, на базе этих Народных театров и первого выпуска актерского отделения факультета культуры Дагестанского Государственного университета, был создан Государственный Табасаранский драматический театр. С этого момента табасаранский народ имеет свой профессиональный театр, как духовный центр культуры табасаранского народа. 
     Первым художественным руководителем Табасаранского театра был Магомед Гюсейнов. В первый год создания театра, вместе с выпускниками ДГУ – артистами театра, для которых он являлся и режиссером и преподавателем, Магомедом Гюсейновым сделано очень многое для становления и дальнейшего развития Табасаранского театра.
      Одним из первых мастеров, который работал в Табасаранском театре, был известнейший режиссер, Заслуженный деятель искусств России Валерий Эфендиев.
      Немало спектаклей ставил в Табасаранском театре Народный артист РД, режиссер Мирзабек Мирзабеков. Одним из первых его постановок с нашим коллективом был спектакль «Живых не хоронят» по пьесе классика табасаранской литературы Абумуслима Джафарова. 
     Хороших спектаклей в театре было поставлено немало, о каждом спектакле можно много говорить. В свое время главным режиссером театра работал Алисултан Батыров, Заслуженный артист РД. За сравнительно небольшой период работы А. Батыров поставил в театре более десяти спектаклей, и все они были приняты зрителем на ура. Достаточно вспомнить хотя бы его замечательные комедии, как «Молла Насрудин», «Кавказская племянница», «Жена по контракту», психологическую драму «Намус» и другие спектакли. 
     Во всех эти спектаклях играл великолепный актерский состав, были созданы образы, о которых потом долго говорили постоянные зрители театра.
      В коллективе театра с восхищением вспоминают работу с известным не только у нас в республике режиссером, Заслуженным деятелем искусств РФ Мустафой Ибрагимовым над постановками спектаклей: «Как похищают красавиц» и «Однорогий тур». Тот небольшой отрезок времени, пока шла постановка спектакля, дал актерам театра очень многое в плане профессионального роста. Потому что, Мустафа Абдиевич – не только талантливейший режиссер, но и большой педагог для актеров.     
     С 2001 по 2014 год коллективом Табасаранского театра руководил Гудреддин Шахмарданович Ашуров. 
     Приказом Министра культуры РД от 12-мая 2014 года директором Табасаранского театра назначен Алимурад Асланбекович Алимурадов. 
     Главным режиссером театра с августа 2014 года является Джанбулат Зайналович Габибов. 
     Новый руководитель театра Алимурад Алимурадов, как творческий человек, прежде всего, озаботился проблемой обновления репертуара, поиска новых драматургических решений. За истекшие годы театр осуществил несколько новых постановок по пьесам отечественных и зарубежных драматургов. Среди них отмеченные театральными критиками и зрителями «Тетушка Удрида», пьеса Казбека Мазаева; «Бидерман и поджигатели», пьеса Макса Фриша; «Свекровь», пьеса Мажида Шамхалова; «Жорж Данден или Одураченный муж» по пьесе классика мировой драматургии Ж. Б. Мольера; «Свадебный переполох» по двум пьесам русской классики: А. Чехов – Предложение   и В. Соллогуб – Беда от нежного сердца.
     В 2015 году, в год 70-летия Великой Победы актеры театра сделали авторские постановки на тему войны и мира, посвященные подвигу советского народа в Великой Отечественной войне: «Живых не хоронят», «Будем жить».
     Очень много внимания театр уделяет работе над спектаклями для юных зрителей. Ежегодно в театре ставится один спектакль, адресованный детскому зрителю. Интересной творческой находкой стал спектакль «Девочка со спичками». Усилиями всей актерской труппы постановочного состава небольшой рассказ Г.Х.Андерсена стал большой художественно-познавательной историей о добре и зле.
     В 2016 году театр принял участие в первом Республиканском фестивале-конкурсе «Воспевшие Дагестан» со спектаклем «Зов истоков. Мирза Калукский» и занял одно из призовых мест.
      В 2016 году театр выиграл конкурс грантов Главы Республики Дагестан на реализацию творческих проектов, для постановки спектакля «Крепость».в 2017 году.     В основе спектакля – народная «Легенда о семи братьях и сестре», борьба табасаранского народа с иранскими завоевателями. В табасаранском народе сохранились разные варианты легенды о семи братьях и одной сестре, которые жили в крепости в Табасаранском районе. Рассказывают, что сестра влюбилась в своего врага и по его просьбе испортила оружие своих братьев. Говорят также, что сестра показала врагам тайную тропинку к крепости, и они смогли завладеть крепостью внезапно. Автор пьесы Юсуф Базутаев и режиссер-постановщик спектакля Джанбулат Габибов нашли свое решение этой истории.
     В последние годы театр начал выезжать на гастроли за пределы Республики Дагестан для обслуживания табасаранской диаспоры, проживающей в других регионах России. 
    С 2017 года театр ежегодно получает помощь в виде субсидий на постановку спектаклей и улучшение материально-технической базы. В рамках реализации Федерального партийного проекта «Культура малой Родины» Всероссийской политической партии «Единая Россия», в 2017-19 годах театр осуществил постановки пяти спектаклей: Ж-Б. Мольер. Жорж Данден или Одураченный муж, Э. Ашурбекова. Сообщите друзьям, А. Чехов, В. Соллогуб. Свадебный переполох, Т. Миннуллин. Старик из деревни Альдермеш, А. Миллер. Все мои сыновья.    Кроме постановки спектаклей, в рамках реализации данного проекта, Табасаранский театр в 2018 году приобрел профессиональную передвижную световую и музыкальную аппаратуру. У театра нет своего стационара, и коллективу часто приходится выступать со спектаклями в Домах культуры, не оборудованных к показу спектаклей, в сельских населенных пунктах. 
     В 2020 году на 3-м Республиканском фестивале-конкурсе «Воспевшие Дагестан» роль Шербан в поэтической композиции «Крепость» в исполнении заслуженной артистки РД Г. Агаевой признана лучшей женской ролью фестиваля.
     В 2020 году в рамках проекта «Культура малой Родины» в театре поставлены два спектакля: Р. Тома. Восемь женщин и К. Мурсалов. Где ты, моё золото.
     Театр активно работает над реализацией таких приоритетных творческих проектов Министерства культуры РД, как: «Культура – детям Дагестана», "Мастера сцены – жителям Дагестана», «Творческий десант». Ежегодно в летние месяцы коллектив театра выезжает в детские оздоровительный лагеря, встречается с воспитанниками лагерей, выступает там со спектаклями.
     Сегодня в Табасаранском театре царит дух здорового творческого соперничества и оптимизма. Коллектив работает в едином русле над расширением тематики спектаклей, жанрового разнообразия и новых драматургических произведений. Труппа стала спаянным коллективом единомышленников и творцов. 
     Четверо артистов театра: Ахмед Таибов, Сабир Мевлютов, Гюльниса Агаева, Ризван Аскеров – носят почетное звание «Заслуженный артист Республики Дагестан». Главный художник театра Абдурахман Османов имеет звание Заслуженный художник Республики Дагестан, а зав. литературной частью Абдурагим Абдурахманов  является Заслуженным работником культуры РД, членом Союза писателей России.
     В последние годы каждая новая постановка театра становится знаменательным событием в культурной жизни табасаранского народа.